Федеральным законом от 01.05.2017 № 86-ФЗ введено использование и повсеместная выдача с 1 июля 2017 электронных листов нетрудоспособности (больничных). Рассмотрим, как в реальности выглядит технология оформления и оплаты документа в электронном виде и чем получаемый сразу ФСС электронный больничный лист отличается от бумажного, передаваемого работодателю.
Электронные больничные листы в 2017 году — когда выдаются и сколько хранятся
Медицинские учреждения (лицензированные организации) выдают работающему гражданину, физическому лицу листок нетрудоспособности, подтверждающий факт наличия заболевания (утрату гражданином трудоспособности на определенный период). Помимо подтверждения болезни, листок нетрудоспособности получают женщины для подтверждения права на отпуск по беременности и родам, и далее на период ухода за заболевшими членами семьи (не только за малолетними детьми, но и взрослыми, нуждающимися в постороннем уходе, помощи). Именно этот документ, получаемый по решению врача, либо врачебной комиссии называется «больничный».
Листком нетрудоспособности сотрудник подтверждает наличие уважительной причины при временном отсутствии на рабочем месте (невыходах на работу). Трудовым кодексом и Приказом Минздравсоцразвития № 624н определена обязанность ранее болеющего сотрудника предоставить подтверждающий документ в первый день выхода после окончания больничного, на работу.
Листок нетрудоспособности является первичным учетным документом строгой отчетности и хранится не менее пяти лет. (См. пункт 1 ст. 29 ФЗ № 402-ФЗ от 6 декабря 2011 ).
Что изменится по больничным для работодателя
Работодатель (чаще в лице бухгалтера по расчету заработной платы), получающий листок нетрудоспособности до 1 июля 2017 года, получит его в бумажном варианте. В обязанности бухгалтера входит расчёт и назначение выплаты работнику полагающегося пособия по нетрудоспособности. Далее пакет документов передаётся в региональное подразделение ФСС.
Получив больничный в бумажном варианте, работодатель заполняет раздел «Заполняется работодателем» печатными заглавными буквами гелевой либо капиллярной ручкой с чернилами черного цвета, либо печатающим устройством. Шариковой ручкой заполнять этот раздел нельзя. При этом все записи не должны выходить за пределы границ ячеек.
Расходы на пособия, которые выплачены по неправильно оформленному больничному листку, ФСС России может не компенсировать (п. 4 ч. 1 ст. 4.2, ч. 5 ст. 13 Закона от 29 декабря 2006 № 255-ФЗ).
Оформление электронного больничного листка с 1 июля 2017
ФЗ № 86-ФЗ определено, что медицинские организации всех регионов с июля месяца должны оформлять больничный листок в электронном виде. Технически сегодня действительны оба формата: бумажный и электронный (в электронном виде оформление происходит с согласия сотрудника). Данные сразу становятся доступны специалистам ФСС (соц.страха) и работодателю.
Непосредственного участия в передаче ЭЛН организация-работодатель не принимает. Организацией заполняется своя часть больничного.
Внимание! Регистрация в личном кабинете на сайте ФСС и прием ЭЛН на первичном этапе внедрения электронной формы больничных листов сегодня не являются обязательными для работодателей.
- Как передать электронный больничный лист в ФСС?
- Получение информации по новому о электронных листках нетрудоспособности (ЭЛН) и их реквизитов доступно организации через личный кабинет на cabinets.fss ru.
- В личном кабинете можно будет получить уведомление о поступлении электронного больничного и в электронном виде заполнить раздел «Заполняется работодателем».
Личный электронный кабинет страхователя выполняет следующие функции:
- получение, просмотр данных нового ЭЛН, закрытого в медицинском учреждении;
- заполнение сведений страхователем;
- экспорт данных ЭЛН в xml-файл с возможностью последующей загрузки этого файла в ПО страхователя для создания и подписания реестров для отправки в ФСС;
- поиск по фамилии, СНИЛС и просмотр поданных в ФСС реестров;
- поиск и просмотр пособий по статусу, выплаченных ФСС в рамках прямых выплат;
- просмотр и выгрузка в xml-файл списка ошибок в реестре пособий;
- просмотр извещений, сформированных сотрудниками фнда соц страхования при работе с реестром;
- подача заявки на запись на консультативный приём в региональное отделение ФСС по вопросам прямых выплат.
Важно!. В текущий год работодатели имеют право работать по-старому, не открывая личный кабинет страхователя и не подключаясь к электронному обмену. Электронные больничные будут для них недоступны, поскольку сотрудники соц.страхования не смогут найти страхователя в единой информационной базе.
Если клиника и работодатель участвуют в электронном обмене, сотрудник сможет решить, какой брать больничный — бумажный или электронный.
Обязательными реквизитами являются:
- сведения, содержащие ИНН и СНИЛС сотрудника,
- название организации-работодателя,
- сведения о среднем заработке для исчисления пособия,
- подписи врачей,
- электронная печать учреждения.
Индивидуальным предпринимателям не обязательно подключаться к системе обмена. Штрафов за то, что компания не перешла на электронные больничные пока не предусмотрено.
Технология проведения выплат по электронным больничным
Полная цепочка оформления листков нетрудоспособности в электронном виде — от момента оформления заболевания гражданина в медучреждение до перечисления выплат:
- Работающий на предприятии пациент дает письменное согласие на формирование больничного листа в электронном виде.
- Поликлиника (больница), сформировав ЭЛН, подписывает его усиленной квалифицированной электронной цифровой подписью, передает в фонд социального страхования и сообщает пациенту номер документа.
- Сотрудник передает номер больничного работодателю.
- Работодатель через личный кабинет на сайте ФСС или же через программу 1С: Медицина завершает оформление ЭЛН, заполняя свою часть. Через 1С можно получить также автоматический расчет выплаты работнику по нетрудоспособности.
- Организация выплачивает сотруднику пособие за время болезни и направляет информацию о выплаченной сумме в фонд соц. страхования.
- ФСС возмещает работодателю затраты.