Юридически с коллекторским агентством напрямую вас ничего не связывает, если кредит чужой и вы не являетесь поручителем. Коллекторы сотрудничают с финансовыми организациями по Договору сбора просроченной банку задолженности, звоня вам как третье лицо.
И, решать дать отпор & разговаривать с ними по чужому долгу, придется самостоятельно. Следует учесть ситуацию, при которой поступил звонок:
- Вы поручитель, т.е. согласились при несоблюдении кредитных обязательств «подстраховать» родственника /знакомого и в кредитном договоре указаны именно ваши личные данные. Тогда засада — обговорить ситуацию и понять насколько случай сложный придётся. Обращение взыскателей к вам законно.
- Вы никогда — от слова совсем никогда не кредитовались, поручителем выступать не соглашались и ничего в КБ не подписывали. Тогда нужно срочно разбираться почему звонят по чужим долгам вам и откуда у КА ваши контактные данные.
Кто может указать в графе «Контактная информация» чужой, т.е. ваш телефон? Родственники / коллеги /наглые знакомые при обращении в банк. Именно при серьёзных просрочках с такими клиентами начинают работать коллекторы, использующие доступные способы связи, среди которых и оказывается ваш номер телефона.
Кредит не брал, звонят коллекторы — как дать отпор? Что делать по новому закону?
Существенные ограничения в работе коллекторских агенств сегодня реально работают, но в рамках закона звонить коллектору никто не запрещает, лишь ограничивает часы. Про угрозы. Законодательно угрожать запрещено и меры воздействия на тех, кто «не перестроился», имеются. Поэтому:
- Если звонить начинают слишком рано /поздно вечером, знайте — ваши права, как минимум уже нарушают. Логичнее в мобильном телефоне установить беззвучный режим, а стационарный телефон отключить на период сна. По новому закону период звонков ограничен (ограничения по местному времени) в будние дни с 08.00 до 22.00, в выходные с 9.00 до 20.00. Отсылка к норме Закона ч.3 ст.12 ФЗ № 353;
- Сообщение о производимых вами записей звонков коллекторов «отрезвляет». Но ждать, что запись звонка их как-то остановит — не нужно.
- К слову, перезванивать на неизвестный номер не рекомендуется, а вот «погуглить» его очень даже нужно. Как минимум, успеете сориентироваться и подготовиться к напору взыскателей.
- Рекомендуется max скоро связаться с банковским должником, который уже не может платить и действовать исходя из вариантов, решая как погасить задолженность. Здесь м. сработать погашение всего долга сразу уже на р/счет коллекторов, либо возвращение долгов частями. Важно: будучи поручителем в кредитном договоре, логичнее принять чужой долг и начать выплачивать.
- Запугивание и угрозы (при диалоге) коллектора сегодня расцениваются как вымогательство, (см. ст.119 УК РФ). Наказание для упрямых взыскателей — обязательные работы до 480 часов, ограничение свободы до 2лет, принудительные работы до 2лет, арест до 6 месяцев. Поэтому делать они этого не имеют права.
Большинство совсем не знают, куда обратиться и куда жаловаться, если постоянно звонят коллекторы, просят заплатить по чужому кредиту. Ситуация решаемая, варианты действий имеются. Самый быстрый по личному опыту — создать ветку на форуме банкиру и описать ситуацию. Работает отрезвляюще, когда вся страна узнает имя «героя».
Какие уточняющие вопросы задать?
Если кредит не ваш, вы его не брали и не явл-сь поручителем, то однозначно звонят коллекторы по чужому долгу, подготовьтесь к беседе, задавая вопросы звонящему:
- Точные регистрационные данные компании, чьи интересы представляет звонящий. В т.ч. фактический /юридический адрес расположения офиса компании.
- Требуйте реквизиты его организации ( достаточно информации, указанной в свидетельстве государственной регистрации).
- Уточните личные данные звонящего, занимаемую должность и наличие доверенности на его право требовать /общаться с клиентами от имени кредитного учреждения.
- Корректно сообщите, что лишь после подтверждения права звонка к вам станет возможным продолжение разговора. Да, сканы вышеназванных док-ов предложите отправить на вашу почту (желательно новую, созданную под рассматриваемый случай). Будьте настойчивы и требуйте ответа.
Куда жаловаться на звонки по чужому кредиту?
- Изначальная задача — уточнить кто на «обратной стороне»: служба безопасности от банка, либо уже представитель коллекторского агентства. В 1 варианте жалуйтесь на горячую линию банка, во 2-ом — в Роскомнадзор, сразу в головном офис, перепрыгнув подачу жалобы в региональное представительство.
- Наличие угроз и имеющаяся подтверждающая запись — прямой путь в районную Прокуратуру, либо — в полицию. Придётся написать письменное заявление на имя Прокурора /Начальника полиции, описав подробности разговоров и приложив запись с угрозами. Сработает и простая распечатка звонков от мобильного оператора.
- Максимально полная доказательная база ускорит рассмотрение Заявления.
Какие Законы коллекторы чаще нарушают
- ст. 183 ч.2 УК РФ;
- ФЗ «О банках и банковской деятельности» ст. 26;
- п. 3 ст. 857 ГК РФ
- ст.137 УК РФ о нарушении неприкосновенности частной жизни
- ст.213 УК «Хулиганство».
Рассмотрев варианты действий / список структур куда жаловаться, когда коллекторы звонят по чужому кредиту, надеемся, что вы подберете подходящий из вариантов собственной защиты и результат будет реально действенным.